О насНовостиДеятельностьФорум 2010

Опыт приобщения детей к научно – Техническому творчеству

А.Г. Лесовой
Дворец детского и юношеского творчества, Украина

Вот уже 19 лет преподаю астрономию в астрономическом кружке Дворца, и то есть имею счастливую возможность и наблюдать, и пробуждать интерес ребёнка к новым знаниям об окружающем нас мире, дать его росткам развиться в настоящий творческий поиск.

Не ставя здесь цель раскрыть методы изучения самой науки (об этом см. Мою работу Особенности преподавания астрономии во внешкольных учреждениях в журнале Вісник астрономічної школи Том 2. №2 Київ. 2001г.), укажу лишь, что занятия в кружке провожу по авторской программе, признаной лучшей по итогам Всеукраинского конкурса. Своим педагогическим кредо считаю: каждый урок открытие.

Занятие, как правило, начинаю с сообщения о новейших открытиях в области астрономи, при этом каждый раз обращаю внимание учащихся на преодолённые трудности и на то, что фактически любое решение какой-либо проблемы порождает целый каскад нових, порой ещё более сложных проблем. Такова диалектика науки. И я использую эту диалектику для того, чтобы, порадовавшись красоте вновь открывшейся истины (а научная истина всегда прекрасна!), подтолкнуть ребят к размышлениям, к попыткам разрешить хотя бы одну из шлейфа вновь обнажившихся проблем.

То же самое я делаю и уже в ходе урока - при изучении каждой темы опять-таки обращаю внимание детей на её неисследованные аспекты, на нерешенные проблемы. Снова и снова призываю ребят: не уставайте задавать вопросы Природе! Пытайтесь самостоятельно ответить на них, разобраться, в чём заключается существо проблемы? Что её породило? Почему её не замечали раньше? Как может выглядеть решение? Какими путями и методами его искать? И т. Д. При этом каждый раз детям настойчиво внушается мысль: вы можете решить эту задачу, вы способны глубоко анализировать ситуации, находить нестандартные подходы и т. П. В этой связи постоянно подчёркиваю, что и в самом юном возрасте возможны удивительные прозрения, поразительные находки; привожу примеры из истории науки и техники, из биографий таких всемирно известных учёных, как Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон, А. Клеро, Э. Галуа, П. Лагранж, Д. Гудрайк, У. Томсон, делавшихвеликие открытия в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, учащиеся могут не только овладевать современными знаниями в области астрономии, но и имеют возможность видеть проблемное поле, на которое их выводит преподаватель. А это, в свою очередь, стимулирует интерес ребят к научному творчеству.

В стремлении дополнить программный курс учёбы вовлечением детей научно-исследовательскую работу, мы не замыкаемся рамками кружка, а выносим плоды своих изысканий на суд учёных, на городские, Всеукраинские и даже Международные конкурсы.

С 1994 года мы подготовили более 50 научно-исследовательских работ, 29 из них доложили учёным Крымской астрофизической обсерватории (мы называем это защитой детских диссертаций). Наиболее интересные из них:

- Старшеклассники Калашников Д., Ланда А., Васильев А., Древетняк Е., Гринчук Г. Получили оригинальные уравнения, связанные со строением Солнечной системы (в том числе для планетных расстояний - во многих случаях они дают более точные значения, чем правило Тициуса-Боде);

- Назаров С. В реальном времени наблюдал гибель кометы 1999S4 (редкая удача!), сделал доклад об этом и опубликовал статью в журнале Наше небо; он же несколько лет посвятил наблюдению потока Леонид.

- Волков М. И Гончаренко А. Дали свои, отличные от устоявшихся в литературе, объяснения некоторым оптическим явлениям, цвету рельефа и альбедо Луны; подготовили наглядные пособия по этим темам.

- Орехова М. Уточнила соотношение светимость период у цефеид.

- Федоряк Д. Связала оригинальным уравнением григорианский и арабский календари.

- Рыбалка Л. Продемонстрировала уникальную Карту звёздного неба в абсолютных звёздных величинах и спектральных классах. (Особо отмечу: многие учёные не могли поверить, что такую колоссальную работу пересчитать почти 800 звёзд! могла выполнить десятиклассница).

- Волков М. Показал, что непонятное замедление вращения активного Солнца (эффект Хатауэя-Уильсона) обусловлено изменением его момента инерции, реактивным эффектом протуберанцев и магнитной вязкостью.

- Запорожан Р. Предложил оптимальные конфигурации спускаемого аппарата и пенетратора на основе нелинейных уравнений; вычислил интегральную яркость обоих полусфер звёздного неба.

- Курбанова А. Провела теоретические исследования загадочного явления радиальных флуктуаций в кольцах Сатурна.

- Парманчук Ю. Обосновала гипотезу: необычное импульсивное! движение кометы Энке вызвано тем, что она набегаетна собственный хвост и попадает в резонанс, обусловленный своеобразным соотношением её большой полуоси и периода обращения.

- Древетняк Е. Нетривиально объяснила эффект Каденюка; она, а также Гоший В., Наугольная А. И Гринчук Г. Сделали полезные наглядные пособия по темам Время, Планеты, Ближайшие соседи Солнца.

- Васильев А. Представил два альбома астрофотографий подлинно

Профессионального качества. Удачно модернизировал телескоп Soliger 8.

- Блощаненко В. Разработал остроумный проект скафандра с импульсным пневмодвижителем на отработанном водороде.

- Вильдман Ю. Рассчитала моменты восхода и захода Солнца в городе Севастополе и теперь по её диаграмме можно знать их на любой день.

- Гончаренко А. Дополнил классическую Диаграмму Герцшпрунга-Рессела временнй координатой и получил трёхмерную диаграмму эволюции звёзд; изготовил наглядное пособие. За эту работу он награждён Дипломом I степени Украинского государственного Центра научно-технического творчества и денежной премией (500 грн.).

- Денисюк И. Около трёх лет измерял приливы и отливы в Севастопольской бухте (прибором, который он сам спроектировал и изготовил - до него этим никто не занимался), по итогам исследований сделал доклад и модель приливно-волновой электростанции. Работа Вани удостоена Грамоты VII Международной конференции Зоряний шлях (г. Днепропетровск) и Диплома П степени Международного конкурса SPARE Есо energy и премии (300 грн.).

Заканчивая обзор нашего научно-технического творчества, стоит подчеркнуть, что работы, доложенные в Крымской астрофизической обсерватории, получили положительную, а в ряде случаев и очень высокую оценку учёных за новизну и практическую полезность. Мы вообще не признаём работ, заимствованных из Интернета исповедуем принцип: пусть скромный вклад в науку, но свой.

Однако тут не менее важно и другое благодаря приобщению к науке заметно повышается самооценка подростка, ускоряется его развитие, быстро обогащается духовный и социальный опыт.

За активное участие в городских выставках научно-технического творчества 16 наших кружковцев награждены Дипломами Управления науки и образования г. Севастополя (из них 14 Дипломами I степени).

За победы в Международных и Всеукраинских конкурсах и олимпиадах 18 юных астрономов Дворца удостоены Грамот и Дипломов (в том числе 6 - Дипломов I ст.), 22 человека награждены путёвками в Артек.

Дворец получил две Благодарности Национального Центра аэрокосмического образования молодёжи за творческие работы наших детей.

Мы гордимся своим воспитанником Назаровым Сергеем, который стал научным сотрудником Крымской астрофизической обсерватории.

Несмотря на имеющиеся проблемы, особенно с устаревшей учебно-материальной базой, творческий потенциал кружка не снижается, и наше юное поколение продолжает свой путь сквозь тернии к звёздам.


Развитие одаренного ребенка
в условиях региональной системы образования

Сборник материалов областной научно-практической
интернет-конференции

рабочие перчатки архангельск . Пеностекло продажа и Пеностекло ярославская область.