О насНовостиДеятельностьФорум 2010

Одаренный ребенок: особенности, которые необходимо учитывать

Е.В. Литовченко
Институт проблем воспитания Национальной Академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украин

В рамках проблемы сопровождения одаренного ребенка во внешкольном образовании прежде всего необходимо определить, что мы понимаем под категорией одаренность.

Сегодня в психологической науке и сопряженных областях знаний накоплен значительный объем теоретических и экспериментальных данных, но единого понимания таких категорий как одаренность, талант, гениальность не существует; в рамках проблемы диагностики и развития одаренности остаются вопросы, вокруг которых продолжаются научно-практические дискуссии.

В то же время проблема развития одаренных детей не теряет актуальности в разных странах, что связано с пониманием роли интеллектуально и творчески одаренных детей в научно-техническом, экономическом и культурном развитии общества.

Целью статьи является освещение точек зрения на суть категорий одаренность, талант, гениальность; анализ некоторых аспектов развития одаренного ребенка во внешкольных учебных учреждениях.

Разные аспекты одаренности представлены в исследованиях Г. Костюка, О. Матюшкина, В. Моляко, С. Рубинштейна и др.

Прежде всего можно говорить об общей и специальной одаренности. Общая одаренность рассматривается как уровень развития общих способностей, который определяет диапазон видов деятельности, в которых человек может достичь значительных успехов. Сегодня популярным среди психологов является мнение, что общая одаренность является основой для развития специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торранса, Д. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах общей одаренности: интеллектуальной и творческой (креативности)[1].

Г. Костюк определил одаренность как индивидуальное своеобразие задатков каждого человека. То есть речь идет о природных данных каждого человека, о тех силах, которыми он наделен от природы,и которые являются внутренним условием развития его способностей [2].

Анализируя подходык сущности понятия одаренность, можно достаточно приблизительно обобщить: существуют две противоположные точки зрения, главное отличие которых заключается в ответе на следующий вопрос: каждого ли человека можно считать в определенной степени одаренным?

Категорию талантрассматриваютобычно в двух значениях: 1) как высокий уровень развития способностей, что проявляется в творческих видах деятельности; 2) как социальную характеристику человека, который сделал значительный вкладв развитие культуры, промышленности, науки и т. д. Талант понятие не столько научное, сколько бытовое, т.к. не существует ни теории, ни методов его диагностики [1].

Под гениальностью понимают наивысшую степеньтворческих проявлений личности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением называют также человека, который на протяжении продолжительного периода исполняет огромную работу, что значительно влияет на других людей в течение многих лет(Р. Елберт, 1975). Для гения характернынеобычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших форм и традиций [1].

Вопросы воспитания творческой, одаренной личности ученика во внешкольном учебном учреждении находились в поле научных интересов сотрудников лаборатории деятельности внешкольных учреждений Института проблем воспитания АПН Украины.

Результатыисследования позволяют подчеркнуть: учитывая значительную потребность творчески одаренной личности в творческой деятельности, главной задачей внешкольных учреждений является создание необходимых условий для реализации творческого потенциала ребенка, гармонического развития всех сторон его личности.

Характеристики образовательного процесса внешкольных учебных учрежденийобуславливают существенные возможности реализации таких условий.

Во-первых, организационные особенности: ученику дается право выбрать то содержание, форму обучения, которые соответствуют его индивидуальным интересам и способностям.

Во-вторых, особенности содержания: ученик имеет возможность не только расширить и углубить теоретические знания в определенной сфере, но и приобрести опыт и умения практического их использования. Овладение учеником системой знаний и умений (например, в живописи, музыке) позволяет достичь еще больших успехов в данной деятельности, определиться с выбором профессии.

В-третьих (и это важно), именно в условиях коллектива единомышленников, которые способны оценить успехи ребенка (что не всегда возможно в школе), человек получает удовлетворенность от своей деятельности, ощущает свою значимость, стремится к самосовершенствованию.

Рассматривая вопросы развития одаренного ребенка необходимо учитывать как минимум: 1) возрастные особенности; 2) индивидуальные особенности; 3) особенности личности, связанные с одаренностью.

Именно третья позиция - фактор, определяющий, с одной стороны, сложность, неординарность, а иногда даже неудобность для окружающих одаренного ребенка; с другой стороны его ранимость, хрупкость, незащищенность.

На одном из семинаров по проблеме одаренности прозвучала мысль о том, что внимания требует не столько вопрос развития способностей одаренного ребенка, сколько проблемы, которые с этой одаренностью связаны. (Учитывать такие особенности необходимо тем, кто работает с этой категорией детей, в частности во внешкольном образовании.)

Во-первых, результаты исследований творческого процесса подтверждают, что рациональный контроль эмоционального состояния при нем ослабленный; единственный ограничитель творчества истощение психофизических ресурсов (ресурсов несознательного), что может привести к крайним эмоциональным состояниям.

Во-вторых, существуют особенности Я-концепции творчески одаренной личности, которая может характеризоваться как уверенностью в своих способностях, так и повышенною требовательностью к себе. (Г. Бурменская и В. Слуцкий выделяют перфекционизм творчески одаренных детей внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.)

Следующий аспект касается воспитания одаренного ребенка. В поле зрения современных ученых, которые занимаются проблемой одаренности, находятся прежде всего вопросыдиагностики и развития способностей ребенка; вне внимания остается морально-духовная сфера личности, что является опасным с точки зрения особенностей одаренной личности: независимость от мнения окружающих, стремление достичь успеха любой ценой и др.

О следующей опасности на примере. Брат одноклассника увлекался футболом с 6 лет. Значительные успехи позволили ему учавствовать в составе детской команды Киевского Динамо в международных матчах и, по видимому, судьбу свою он связывал именно с этим славным клубом. На определенном этапе отбор на следующий уровень он не прошел. Парень 15-16 лет сломался, начал пить, жизнь утратила смысл. Совпадение определенных личностных качеств и неготовность к такому удару судьбы сыграли свою роль.

Статья не исчерпывает проблему в полной мере, только частично представляет некоторые аспекты.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с. (Большая университетская библиотека).
  2. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л.Н.Проколиенко; Сост. В.В.Андриевская, Г.А.Балл, А.Т.Губко, Е.В.Проскура. К.: Рад.шк., 1989. 608 с. На укр.яз.

Развитие одаренного ребенка
в условиях региональной системы образования

Сборник материалов областной научно-практической
интернет-конференции

заказ лимузина . ремонт квартир ярославль