О насНовостиДеятельностьФорум 2010

Изучаем феномен вундеркинда-программиста

В.Б. Распопов
Научно-учебный центр прикладной информатики НАН Украины, Киевская МАН Дослідник, Киевский Дворец Детей и юношества, Киев, Украина

Традиция проведения ежегодных конкурсов по программированию среди школьников столицы Украины была положена в Киевской Малой академии наук (МАН) Дослідник20 лет назад, когда дисциплина Основы информатики и компьютерной техники стала одним из обязательных школьных предметов. Призеры конкурса получают льготное право поступления в высшие учебные заведения Украиныпо специализации информационные технологии. Практика минувших лет свидетельствует: воспитанники МАН, которые на протяжении 2-3 лет реализуют свой творческий потенциал в секции информатики как юные программисты, обычно становятся студентами ведущих вузов Киева по профилю ИКТ. Позже, в студенческие годы, они принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности студенческих обществ, а на старших курсах без проблем трудоустраиваются в ведущие компьютерные фирмы Киева. Лучшие из воспитанников секции продолжают обучение в аспирантурах, в том числе за пределами Украины.

Учебная программа деятельности секции информатики МАН Дослідник ориентирована на учеников 8-11-х классов, которые проявляют интерес и способности к программированию, склонны к самостоятельной работе на компьютере, демонстрируют заинтересованность в творческой самореализации через разработку различных IT-приложений для ПК. Наш опыт показывает, что подростков, которые владеют указанными выше качествами, в Киеве, к сожалению, совсем немного их количество оценивается приблизительно 0,1-0,2 процента от общего числа ровесников. Поэтому учебно-воспитательная работа с такими одаренными детьми, как правило, носит индивидуальный характер. Ежегодно в трехмиллионном Киеве на открытых конкурсах творческих работ о себе как о перспективных юных программистах заявляют лишь 100-150 старшеклассников. И это количество остается стабильным уже на протяжении последних 15 лет.

В МАН Дослідник условно приняты следующие градации учеников: слушатель МАН (I уровень, 8-9-е классы, первый год обучения), кандидат в действительные члены МАН (II уровень, 9-10-е классы, второй год обучения), действительный член МАН (III уровень, 10-11-е классы, третий год обучения). К участию в работе секции информатики приглашаются и младшие по возрасту ученики, хотя их, как правило, немного.

В зависимости от степени подготовленности ученика он получает соответствующее по сложности задание по алгоритмике и программированию. При этом воспитательные и мотивационные задачи всегда направлены на развитие самоорганизации, самовоспитание и самосовершенствование личности, углубленную профориентацию в области IT-технологий.

Обычно для первого тренингового задания, которое развивает творческие способности и задатки личности, мы предлагаем ребятам разработать учебно-демонстрационную или учебно-контролирующую программы для ПК, пользуясь для этого возможностями инструментальной мультимедийной программы MS PowerPoint и языком программирования VBA. А для усиления мотивационной составляющей такого задания предварительно тестируем ученика, выясняем круг его интересов, вкусов, чтобы по возможности посоветовать ему такое комплексное задание, которое бы максимально учитывало все его хобби, и тем самым усиливаем его заинтересованность информатикой.

Параллельно мы предлагаем ученику ознакомиться с архивом творческих работ воспитанников секции информатики МАН. Так, на положительных примерах других успешных ровесников,мы учим его ставить перед собою амбиционную долгосрочную цель и подчинять ее достижению все промежуточные подцели. Дети учатся четко формулировать задачу и овладевать методами проведения исследований в области алгоритмики, программирования, IT-технологий. Приоритетное направление творчества юных разработка таких мультимедийных компьютерных программ учебного назначения, которые были бы полезными,прежде всего,в образовательной деятельности средней школы.

Результатами успешного обучения в секции информатики считаются:
- реферативные работы несложные учебно-демонстрационные программы, выполненные в среде MS PowerPoint (для первого года обучения);
- поисковые работы по конструированию алгоритмов и разработке сложных компьютерных программ (для второго года обучения);
- подготовленные к тиражированию завершенные сложные компьютерные программы (для третьего года обучения).

В секции информатики МАН руководствуются следующими принципами организации учебно-воспитательной работы:
- уровень сложности творческой задачи должен соответствовать возрасту, опыту и уровню знаний каждого, кто учится у нас;
- важна тесная корреляция тематики творческих работ, которая рекомендуется для программной реализации на ПК, с некомпьютерными увлечениями подростка.

Главными формами учебной деятельности являются:
- лекционная работа, цель которой ознакомить учеников с историей информатики,развитием идей и методов современных IT-технологий;
- групповыезанятия, ученические учебно-практические конференции, на которых происходит обмен практическим опытом между учениками различных возрастных групп и квалификационных уровней подготовки;
- индивидуальная работа с учениками, тематические консультации IT-специалистов; самостоятельная поисковая работа воспитание привычек самостоятельного поиска необходимой информации в библиотеках и Интернете, самостоятельная проработка компьютерной литературы, справочной документации, инструкций к компьютерным программам, программных комплексов и так далее;
- практическая работа над авторскими программными разработками и их последующим описанием в форме инструкции пользователя, help-файла, рекламного буклета, реферата на конкурс творческих работ МАН, тезисов, журнальной статьи, заявки на компьютерную выставку и так далее;
- публичная апробация работы выступление на заседании секции информатики, в школьном научно-техническом обществе, семинарах, конкурсах, конференциях, иных форумах IT-специалистов и пользователей ПК.

Организационно-методическая и просветительская работа в секции многоаспектная и охватывает несколько видов практической деятельности руководителей:
- подготовка и публикация научно-методических статей об опыте работы секции, популяризация творчества юных программистов в СМИ;
- выступления руководителей и юных программистов с целью популяризации работы секции, творчества талантливых юных программистов в школах и на кафедрах профильных вузов, с которыми сотрудничает секция информатики и, собственно, для которых мы готовим будущих абитуриентов;
- участие в проведении Дней науки в научно-исследовательских и педагогических учреждениях, высших учебных заведениях;
- информирование широкой общественности о творческих достижениях юных программистов секции информатики МАН.

Опыт учебно-воспитательной работы с юными программистами обобщен в брошюре Теория и практика допрофессиональной подготовки юных программистов МАН. Аналитико-библиографический обзор. Электронную версию можно загрузить из Сети по адресу:
http://www.man.gov.ua/publish_more.php?x=8
.

Получить представление о творческих интересах юных программистов Украины, тематике и уровне сложности компьютерных программ, которые разрабатывают старшеклассники, можно на сайте Малой академии наук:
http://www.man.gov.ua/publish_more.php?x=10


Развитие одаренного ребенка
в условиях региональной системы образования

Сборник материалов областной научно-практической
интернет-конференции

английский язык для детей лучшие цены на доставку. квартальные календари изготовление москва. Куплю пиломатериал в Ростове-на-Дону.