О насНовостиДеятельностьФорум 2010

Антропологический подход к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей: опыт работы

В.Н. Савиных
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Вдохновение города Кирова, Россия

  1. Одаренный ребенок это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости.
  2. Одаренный ребенок это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности.
  3. Одаренный ребенок это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах.

Формирование данных качеств, способностей, характеристик более эффективно может быть осуществлено через специально организованную образовательную деятельность.

Мы предлагаем осуществлять сопровождение одаренных детей, основываясь на антропологической парадигме в психологии и педагогике.

Главной идеей этого подхода является создание условий саморазвития, самообразования людей, обеспечение для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (СлободчиковВ.И., ИсаевЕ.И.).

Одним из средств, позволяющих превратить антропологические идеи в ежедневную практику жизни образовательного учреждения, является программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Основываясь на антропологическом подходе, данная программа ориентирована на соорганизацию всех специалистов образовательного учреждения для реализации общей идеи образование Человека. Каждый реализует общую цель своими специфическими средствами. Деятельность учреждения направлена на создание условий для решения задач развития воспитанников, складывающихся из задач образования, возрастных и индивидуальных задач.

Нами были определены принципиальные условия реализации возрастно-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения:

  1. Освоение педагогами, воспитателями, психологами, управленцами логики проектирования программы.
  2. Анализ и оценка своего педагогического опыта, необходимого для построения собственных адекватных программ педагогической деятельности.
  3. Экспериментальная проверка и коррекция программ собственного педагогического опыта.
  4. Согласование программ собственной работы с программами работы других участников проекта.
  5. Организация участия воспитанников в проектировании и реализации разных видов совместной деятельности взрослых и детей.
  6. Совместный (взрослые и подростки) рефлексивный анализ результатов реализации проектов, а также их реалистичности.

Несоблюдение того или иного условия создает опасность неполноценной реализации программы и соответственно неполному решению задач развития.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению реализовывалась в три этапа.

1й этап освоение участниками проекта его концептуальных основ. В нем находит свое выражение первое условие. Данный этап это особая работа с профессиональным сознанием каждого входящего в проект, работа с его ценностями, представлениями, профессиональными позициями. На этом этапе происходило совместное обсуждение предполагаемых общих целей, задач, мотивов, результатов сотрудничества представителей администрации, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и психологов.

Отсутствие у педагогов дополнительного образования гонки за выполнением учебного плана и, соответственно, постоянного состояния тревоги в некоторой степени облегчает возможность пересмотра своей профессиональной деятельности и себя в ней.

2-й этап позиционно-деятельностное самоопределение участников проекта.На этом этапе выращивалась жизнеспособная общность людей, где каждый является собственником своей деятельности.

Все эти шаги были длительными по времени (более одного учебного года) и самыми трудными, так как педагогам предстояло перейти в новое пространство профессионального самоопределения: из социального в культурное, а далее кому-то и в экзистенциальное.

Важно заметить, что рождение другого взгляда на свою деятельность осуществлялось посредством постоянных живых, содержательных контактов педагогов и воспитанников, педагогов и психологов, педагогов друг с другом и их обсуждений по горячим следам.

Основываясь на нормативной модели образовательной программы, педагоги дополнительного образования скорректировали свои дополнительные образовательные программы по предметам, педагоги-организаторы внесли изменения в программы воспитания в творческих объединениях, психологи разработали специальную систему развивающих занятий с подростками и средства диагностики.

Рассмотрим более подробно, что конкретно было сделано.

1. Коррекция дополнительных образовательных программ, имеющих в разных творческих объединениях разные учебные планы, учебное содержание, формы и методы обучения, имела одинаковую суть.

Во-первых, содержание стало предполагать включение живого опыта ребенка, являющегося исходной точкой для дискуссий, житейской интуиции, во-вторых, основным способом обучения стала совместная деятельность ребенка и взрослого по решению проблемы, в результате которого получается индивидуальный или групповой продукт, в-третьих, в некоторых разделах программ средствами обучения стали те, которые воспитанник находит себе сам и которые позволяют ему полнее выразить себя и свое отношение к чему бы то ни было.

Например, в Школе современного танца в результате специально организованной деятельности рождаются интереснейшие хореографические этюды как по замыслу, так и по реализации. По сравнению с работами прошлых лет настоящие этюды воспитанников школы более свободные и, главное, более четкие в выражении эмоций и человеческих переживаний.

2. Воспитательные программы различных творческих объединений разработаны на основе единой программы воспитания ДДТ Вдохновение. Опираясь на нормативную модель образовательной программы, педагоги-организаторы внесли изменения в содержание прежних направлений деятельности и в организационные формы работы с подростками.

Основным принципом стала идея множество возможностей для самих воспитанников. Задача педагогов-организаторов так построить совместную деятельность взрослых и детей, чтобы у них появилась возможность эксперимента в разных социальных практиках, а впоследствии возможность переноса навыков поведения, эмоционального реагирования из экспериментальных ситуаций в жизненные.

3. Разработанная система занятий воспитанников с психологом приобрела основную цель - создать условия для осознания имеющихся личностных ресурсов и их развития.

3-й этап рефлексивное оформление и экспертиза. На данном этапе находит свое выражение шестое условие реализации программы. Происходит завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов и последствий реализации проекта и соотнесения их с исходным замыслом.


Развитие одаренного ребенка
в условиях региональной системы образования

Сборник материалов областной научно-практической
интернет-конференции

мебель на заказ ярославль . прокат лимузинов дешево и прокат лимузинов дешево лучшие цены на сайте .