О насНовостиДеятельностьФорум 2010

Научное общество обучающихся как форма организации работы с одаренными детьми

И.В. Сутеева
Детский эколого-биологический Центр Дом природы, Тутаев, Россия

В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Обеспечить условия для проявления одаренности, стимулировании мотивации развития способностей, поддержки таланта может система дополнительного образования в тесном взаимодействии с системой основного образования, родителями, общественными организациями.

Реальную возможность развития таких видов одаренности, как интеллектуальная и творческая предоставляет организация участия детей в исследовательской деятельности в рамках научного общества обучающихся (НОО). Здесь научно-исследовательская деятельность имеет творчески-продуктивный, экспериментальный характер и является одним из важных инструментов повышения качества образования.

Исследовательская деятельность является одним из главных направлений работы детского эколого-биологического Центра (ДЭБЦ) Дом природы.

Среди форм организации исследовательской деятельности мы выделяем:

1. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по исследовательской деятельности. Индивидуальная работа выражается в индивидуальной образовательной программе, плане, индивидуальном образовательном маршруте, в разработке которых принимают непосредственное участие не только педагоги, но и сами обучающиеся, а также их родители. Результат достижение запланированных образовательных целей.

2. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий.

3. Реализация общеучрежденческих проектов, программ (районный проект Исследователь; программа повышения квалификации педагогических работников по исследовательской деятельности).

4. Реализация походов, экспедиций, лагерей как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения исследований.

5. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.

6. Осуществление деятельности детских объединений (объединения дополнительного образования детей исследовательской направленности на базе Центра и школ района; районное научное общество обучающихся).

Научное общество обучающихся - это активная форма организации познавательного процесса через научно исследовательскую деятельность обучающихся, одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования по развитию одаренных и способных детей.

НОО - это добровольное объединение ребят, занимающихся в Доме природы и учащихся школ района, стремящихся совершенствовать свои знания в области биологии и экологии, получить основные навыки и умения в организации и проведении научно-исследовательской работы. Опыт и знания, полученные здесь, обязательно пригодятся им в жизни. Основное, чему учатся ребята это самостоятельно изучать поставленную проблему, находить её решение и, главное, уметь доказывать свою правоту, отстаивая свои исследования пред строгим жюри на различных конференциях. Открытие в 2007 году научного общества явилось итогом многолетней работы Дома природы по изучению флоры и фауны, выделению редких и охраняемых видов животных и растений, паспортизации и восстановлению памятников природы, контролю над состоянием чистоты воздуха, воды и почвы на территории Тутаевского района.

На первых заседаниях научного общества было придумано название, которое как нельзя лучше подходит к эколого-биологическому направлению - Vita, что означает жизнь. У научного общества есть свой Устав, эмблема, деятельность общества отражается на стенде. Вся работа строится по 6 направлениям: изучение биоразнообразия и ландшафтоведения, биотестирование и биоиндикация, социальная экология, краеведение, экологическая журналистика, первые шаги в науке, которые курируют опытные педагоги, а также представляют обучающиеся, достигшие высоких результатов в исследовательской деятельности. Эти ребята, а также кураторы направлений входят в состав Совета НОО.

Сегодня в состав НОО входит 80 одаренных, талантливых и пытливых ребят с 5 по 11 класс. Для обучающихся проводятся специальные занятия для развития их интеллектуальных способности. А так же семинары, на которых юные исследователи знакомятся с алгоритмом проведения исследовательской деятельности, структурой работы и требованиями к её оформлению.

Для старшеклассников проводятся встречи с интересными людьми и экскурсии с целью профориентации.

Для качественного проведения исследований ДЭБЦ активно привлекает к сотрудничеству высококвалифицированных специалистов научных и высших учебных заведений, как очно, так и в телекоммуникационном режиме.

В учреждении работает педагог-психолог. Работа психолога предполагает оценку уровня и потенциальных возможностей развития различных видов одаренности детей; выявление психологических преград, влияющих на проявление и развитие способностей, а также психологических механизмов преодоления этих преград. Все психолого-педагогические исследования представлены в диагностических картах, которые заведены на каждого обучающегося. Эти карты основа для составления педагогом индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Понимая, что серьезная исследовательская работа может идти только от собственной мотивации ребенка проводится цикл тренинговых занятий Открытие, который направлен на формирование исследовательской активности. Затем организуется исследовательский сбор в весенние каникулы, на котором ребят ориентируют на выбор темы исследования. В апреле-мае ребята принимают участие в экологической тропе, где проявляют себя как юные исследователи природы. В течение лета дети имеют возможность принять участие в экологическом палаточном лагере Зеленая республика, походах и экспедициях по изучению природы родного края и проявить себя провести исследования. На следующий учебный год педагог-психолог проводит цикл тренинговых занятий Вдохновение. Он направлен на развитие познавательных процессов и творческой активности детей. В рамках осеннего исследовательского сбора проводятся занятия по подготовке к публичному выступлению. Затем обучающиеся выступают на конференции НОО, на которой можно представить свои первоначальные исследования и рассказать о перспективах работы. Когда юный исследователь закончит и оформит работу, он представляет ее на районную конференцию Экология моего края, а затем и на конференции и конкурсы более высокого уровня.

Высокий уровень выполнения, разнообразие областей исследования, содержательность и актуальность научных работ позволяет занимать призовые места на конференциях разного уровня. За период с 2007 года победителями и призерами в областных конференциях стали - 49, межрегиональных 19, Всероссийских 23 обучающихся, членов НОО Vita.

Педагогическим коллективом ДЭБЦ Дом природы создана технологическая цепочка выполнения научно - исследовательской работы и определены её основные этапы, собрана специальная литература и методики исследований, разработана система мониторинга результатов исследовательской деятельности, изданы брошюры в помощь обучающимся и педагогам, ведется работа над созданием программы психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности. С некоторыми школами заключены договора о сотрудничестве, школьные учителя работают в нашем Центре совместителями и реализуют исследовательскую деятельность с учащимися школы. Вместе с тем существует проблема непонимания взаимовыгодного сотрудничества большинством школьных учителей. Из-за этого страдает качество научно-исследовательской работы, которое не приводит к желаемым результатам. Объединение усилий школы и дополнительного образования, стремление помочь и принять помощь, восполнить недостатки одной стороны и обогатиться за счет достоинств другой, должно стать взаимообусловленным процессом, в результате которого выигрывают все стороны. А самое главное выигрывает ребенок.


Развитие одаренного ребенка
в условиях региональной системы образования

Сборник материалов областной научно-практической
интернет-конференции

вот! Нашел как купить биотуалет в Екатеринбурге со скидкой. Деревянные лестницы на заказ. art